Следует ли размещать солнечные батареи у себя на крыше? Ответить на этот, казалось бы, несложный вопрос не так-то легко. Руководство молодой компании Geostellar из штата Западная Вирджиния пытается максимально упростить ответ на данный вопрос. С помощью самых детальных аэротопографических карт Соединенных Штатов, когда-либо изготавливавшихся в этой стране, мощной технологии создания трехмерных изображений для видеоигр и подробнейших данных о погоде, полученных из открытых и закрытых источников, Geostellar разрабатывает интернет-платформу, которая поможет владельцам собственности понять, подходят ли их ли их дома и компании для использования солнечной энергии. По мнению Дэвида Левина (David Levine), основателя и генерального директора Geostellar, информационные технологии — ключ к индустрии солнечной энергии. Его сотрудники утверждают, что могут «точно рассчитать годовой объем солнечной энергии для любой в мире крыши или площадки и дать краткосрочный прогноз производства электроэнергии».
Надо сказать, во многом такие данные уже доступны. Быстроразвивающиеся калифорнийские компании SunRun, Solar City и Sungevity предоставляют web-инструменты для расчета использования солнечной энергии. С их помощью потенциальные заказчики могут определить экономическую целесообразность такого использования. Эти расчеты основаны, главным образом, на снимках Земли, полученных с геостационарных спутников (с них в телекомпании передаются карты погоды), и на открытых данных Национальной лаборатории возобновляемой энергии (США).
Geostellar рассчитывает навести мост между рынком решений для компаний, предоставляющих коммунальные услуги, и рынком решений для домохозяйств. Будучи основана в начале 2010 года, эта компания привлекла почти 2 миллиона долларов венчурных инвестиций отчасти благодаря деловой репутации Левина и его знаниям технологий. 45-летний Левин — технический специалист с огромным опытом. Он написал одну из первых книг по программированию на Java – «Живой язык Java: от базы данных до киберпространства», основал новаторскую компанию web-дизайна Husky Labs, а позже – компанию Emergent Game Technologies, обеспечивавшую инфраструктуру для сетевых игр и развлекательных приложений, а также для нужд правительства и армии. Последнее время он работал на компании, использующие спутниковые снимки для предсказания урожая и управления лесным хозяйством. А с недавних пор Левин сосредоточился на получении гораздо более качественных картографических данных.
Некоторые американские города готовы поделиться своими «солнечными» картами, созданными на средства Министерства энергетики США. Тем временем компания Microsoft начала амбициозный проект по созданию с помощью фотографий высокого разрешения карт США и Западной Европы для своего поискового сервиса Bing. Съемку 11 миллионов квадратных километров территории делают с небольших самолетов, летающих на пятикилометровой высоте в направлении север-юг на расстоянии в 8 километров друг от друга. Судя по этому видеорепортажу, результаты не могут не впечатлять. Очертания земли и даже скаты крыш фотографируются с разрешением примерно 30 сантиметров поверхности на один пиксел изображения. «Количество данных, которые необходимо обработать, и скорость обработки просто небывалые, — говорит руководитель программы Роберт Лендер (Robert Lender). — Это полностью изменит существующее положение вещей».
Geostellar объединяет картографические данные с трехмерным моделированием, что позволяет проследить путь солнца и измерить почасовое изменение освещенных и затененных участков каждой крыши в Америке. Таких данных достаточно, чтобы предсказать, получит ли ваш дом больше солнечной энергии, чем дом по соседству. В прошлом, чтобы получить такую информацию, требовалось отправлять на место специалиста, а это стоило недешево. Левин рассчитывает выдавать лицензии на использование своих данных компаниям, которые смогут с их помощью либо улучшить свое собственное программное обеспечение, либо продавать свои продукты и услуги тем владельцам собственности, кому это будет выгодно.
По мнению Дэнни Кеннеди (Danny Kennedy), основателя компании Sungevity, чем больше информации, тем лучше, но инсоляция — не единственный фактор, определяющий экономическую эффективность солнечной энергетики, и не обязательно главный. Недавно его компания заключила соглашение с торговой сетью Lowe's, предусматривающее установку стендов в магазинах этой сети для пропагандирования применения солнечной энергии и приблизительного расчета стоимости такого использования. «Это подготавливает почву для массового внедрения технологий применения энергии солнца, — говорит Кеннеди. — Теперь узнать, что вам даст использование солнечной энергии, так же просто, как купить электрическую лампочку».