Компания BCC завершила проект по модернизации информационной инфраструктуры Юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета. В рамках проекта, выполненного с применением продуктов и технологий корпорации Microsoft и средств аутентификации от Aladdin, факультет получил одну из наиболее совершенных информационных систем, функционирующих в российских государственных высших учебных заведениях.
Юридический факультет СПбГУ, являющийся старейшей юридической школой России, осенью 2007 года провел тендер на право реализации проекта модернизации информационной инфраструктуры факультета. Целью проекта являлось кардинальное обновление аппаратных средств и системного ПО домена факультета, внедрение на факультете системы аутентификации по смарт-картам, установка терминалов для доступа к публичной информации, а также создание целого ряда новых информационных служб, что в совокупности позволило бы факультету обеспечить ИТ-поддержку учебного процесса на уровне самых современных требований. По итогам тендера право на выполнение этого проекта выиграла компания BCC.
Согласно техническому заданию, проект также предусматривал внедрение веб-портала, позволяющего студентам и аспирантам создавать и сохранять на нем свои работы, в том числе и через Интернет. Одновременно предполагалась модернизация аппаратно-программного обеспечения службы архивного копирования с введением более строгого регламента, сводящего к минимуму риски потери информации.
После завершения этапов проектирования, монтажа и настройки новой информационной системы, специалистами ВСС была осуществлена постепенная миграция приложений и пользователей на новое оборудование и новые версии ПО. Дополнительно модернизирована почтовая служба факультета, которая теперь обладает функциональностью предоставления мобильного доступа, автоматического администрирования почты по сценариям и т.д., выполненной на базе почтовой системы нового поколения Microsoft Exchange 2007. Осуществление миграции произведено без остановки основных систем: студенты и преподаватели не почувствовали перерыва в обслуживании ни домена, ни почты.
Для реализации требований по контролю доступа, домен факультета оснащен службой сертификатов, которая совместно с программно-аппаратными решениями Aladdin обеспечивает работу системы двухфакторной аутентификации на базе смарт-карт eToken для 2500 студентов и преподавателей факультета. Все компьютеры в лабораториях и компьютеризированных классах вошли в общий домен и снабжены считывателями для смарт-карт. В результате каждый студент может под собственной защищенной учетной записью создать нужные ему файлы и сохранить их на портале SharePoint. Для управления инфраструктурой смарт-карт, включающей выпуск, инициализацию, назначение прав, отзыв и другие функции, специалистами ВСС созданы рабочие места администраторов, оснащенные специальным оборудованием, в том числе цифровыми фотоаппаратами и принтерами, способными наносить изображение на смарт-карту. Перед выдачей смарт-карты ее владелец фотографируется, затем изображение печатается на поверхности смарт-карты вместе с другими данными о пользователе. Это обеспечивает возможность визуального контроля и по функциональности фактически приравнивает персональную смарт-карту к электронному ID владельца.
В читальных залах библиотеки факультета установлены несколько десятков терминалов Wyse, оснащенных встроенными считывателями смарт-карт. С помощью этих терминалов пользователи получают доступ к ресурсам учебно-научной библиотеки факультета. В лабораториях, где компьютеры были установлены ранее, имеющиеся клавиатуры заменены клавиатурами со встроенным считывателем смарт-карт. Таким образом, оборудование публичных мест было максимально упрощено, и при этом вероятность его кражи заметно снизилась.
В качестве аппаратной платформы проекта выбраны серверы HP ProLiant DL 380 и DL 360. Высокая надежность работы каждого сервера в отдельности, плюс дублирование некоторых функциональных ролей на двух серверах обеспечило отказоустойчивость аппаратной части информационных служб. Хранение данных сосредоточено на дисковой полке HP MSA1000. Дисковая подсистема полки организована с использованием RAID 5 и RAID 10 с применением дублированных контроллеров. Такое решение позволило максимально защититься от однократного сбоя оборудования.
Василий Баракин, заместитель директора департамента системной интеграции BCC, отметил в связи с завершением работ по проекту в СПбГУ: «Новая информационная система юридического факультета построена нами с использованием самых современных информационных технологий на последнем поколении оборудования. Она изначально проектировалась как масштабируемая система с возможностью легкого расширения. Если вследствие возрастания нагрузки какие-то подсистемы не будут справляться с обработкой запросов, то можно будет нарастить вычислительную мощность или объем систем хранения за счет простого увеличения количества отдельных компонентов серверов. Мы уверены, что в течение ряда лет информационная система факультета будет успешно справляться с поставленными перед ней задачами, и не потребует значительных дополнительных инвестиций».
Дмитрий Лютов, начальник информационно-аналитического центра, подтвердил успешный характер выполненного проекта на юридическом факультете СПбГУ: «Работа с современными информационными технологиями значительно повышает уровень учебного процесса среди студентов, а сам факт наличия такой мощной информационной системы способствует привлекательности юридического факультета среди будущих абитуриентов. Мы планируем продолжить работу над будущими этапами проекта вместе со специалистами BCC. В летнее время, когда студенты уйдут на каникулы, будет продолжено внедрение смарт-карт на факультете. В развитие информационной системы в течение 2008 г. планируется внедрить такую функциональность, как проверка почты на вирусы и спам с помощью Microsoft Forefront Client Security, а также осуществить последующую миграцию домена на Windows Server 2008. Терминальные технологии, а также технологии виртуализации и доставки приложений хорошо зарекомендовали себя на проекте, и юридический факультет рассматривает возможность расширения системы терминального доступа, в частности для автоматизации сдачи государственных экзаменов на факультете».
Вице-президент BCC Сергей Канев отметил: «Наша страна стоит перед необходимостью перехода на инновационный путь развития. Успех в решении данной задачи во многом зависит от того, насколько эффективно будет организован процесс подготовки новых кадров для этого инновационного рывка. Осознавая насущность такой задачи, мы значительное внимание уделяем развитию широкого спектра технологических экспертиз и инструментария, необходимых для ее решения. Разумеется, мы не ограничиваемся только инфраструктурными решениями. Так, например, значительное развитие в компании получило направление разработки специализированных систем автоматизации учебного процесса, которые в сочетании с такими решениями, как электронные архивы, системы управления знаниями (ECM), порталы и средства интеграции приложений, системы терминального доступа, современные инженерные системы и технические системы безопасности позволяет ВУЗам получить комплексное сбалансированное решение "под ключ" от одного подрядчика, дающее возможность организовать учебный процесс на уровне самых современных требований».