08.04.2013 11:01
Новости.
Просмотров всего: 5791; сегодня: 3.

Cистемное решение задачи привлечения инвестиций

Алексей Антипин, директор Юнисервис Капитал: «я считаю, что деловой общественности стоит обратить свое внимание на существование иных способов привлечения необходимых средств на развитие бизнеса, если привычные варианты по какой либо причине не срабатывают».

В экономическом еженедельнике «Континент Сибирь» холдинга «Сибирские деловые медиа» вышла статья Алексей Антипина, директора компании Юнисервис Капитал, как продолжение развития темы, затронутой в статье банкира Виктора Андреева «Есть ли перспективы фондирования малого и среднего предпринимательства со стороны банков?».

В материале Виктора Андреева были изложены мысли о плачевноми бесперспективном положении малого и среднего бизнеса в условиях всё более ужесточающихся требований банков к корпоративным заемщикам, о том, что в некоторых случаях сложившаяся ситуация вынуждает бизнес искать заемные средства даже на ростовщическом рынке. Алексей Антипин сделал акцент на возможности привлечения внебанкоского публичного долгового финансирования и предпосылки развития этого направления в России. Текст статьи представлен ниже.

«Отрадно сознавать, что есть люди, кому поднятый вопрос не безразличен. И с автором трудно поспорить: любой, кто сталкивался с задачей привлечения заемных средств, подтвердит, что привлечь инвестора в капитал порой более реально, нежели получить необходимые средства в банке. Да, заемщики, которые всё-таки получают привлекательные условия от банков, конечно, существуют, но их число не велико.

Однако кажется, что господин Андреев осознанно не упомянул о существовании еще одного базового инструмента, широко используемого в деловом мире Запада в вопросах привлечения средств: речь идет о публичном долговом рынке ценных бумаг– о векселях и облигациях. Для простоты можно называть это долговым рынком. И тут автора можно понять: несмотря на гигантские запасы денежных средств у населения, (по данным Центрабанка РФ, к 2013 году банковские счета физлицв сумме составляют 11,8 трлн руб.), основными инвесторами на долговом рынке являются всё те же банки и инвестиционные компании. В России практически не существует инфраструктуры для частных инвесторов, благодаря которой любой мог бы вкладывать в бизнес по своему выбору, а не по указанию инвестиционного рейтинга.

Инвестиционные компании и банки, чья роль как раз подразумевает создание и популяризацию такой инфраструктуры, лениво используют постыдно малое количество инструментов долгового рынка и не стремятся предлагать своим клиентам ничего нового. Свою лепту вносит и несовершенство регулирующих данный рынок законов.

В результате этого любой, кто располагает свободными средствами, и хотел бы с благой целью их приумножить, просто не подозревает о существовании каких-либо еще инвестиционных инструментов, кроме банковских депозитов, акций голубых фишек или приобретения недвижимости с целью сдачи в наем.

Справедливости ради надо отметить, что от места к месту инвестирование бизнеса всё-таки происходит на уровне первобытных частных процентных займов, однако здесь нельзя говорить о наличии какой-либо сложившейся системы.

Основным отличием привлечения заемных средств через выпуск ценных бумаг от частного займа является возможность продать свои долговые обязательства частным инвесторам на публичном рынке. При этом долговые бумаги могут иметь свободное хождение, ликвидность, а значит, и перепродаваться. По истечении срока займа, ценная бумага выкупается выпустившей ее компанией за номинал и заранее установленное дополнительное вознаграждение.

Здесь надо отметить, что вопросы привлечения заемных средств рассматриваются традиционно узко: в контексте срока, суммы займа и его процентной ставки. Однако долговые инвестиционные инструменты предполагают более общий взгляд на вопрос. Во-первых, это, всё-таки более высокая доступность инструмента по сравнению с упомянутыми банковскими кредитами. Во вторых, применение долговых инструментов делает компанию публичной, а это положительно влияет на ее репутацию и стоимость со всеми вытекающими. Здесь, кстати, происходит занятная метаморфоза: статус публичной компании повышает оценку и в глазах вышеупомянутых банков, а это сказывается на решении по открытию и улучшению условий кредитной линии для такого предприятия.

В-третьих, инвесторами такой компании могут стать ее клиенты или партнеры, в том числе, потенциальные. Выходит, что это еще и метод развития бизнеса и увеличения продаж. Помимо устойчивых партнерских отношений, такие взаимосвязи могут быть полезны участникам такими приятными мелочами, как например, предоставление отсрочки платежа за поставленную продукцию с возможностью использования средств в обороте. К тому же, привлечение заемных средств дает еще и эффект повышения узнаваемости компании – словом, ни один другой общеизвестный долговой инструмент не способен ни на что подобное. И пусть долговой рынок в России только зарождается, и существуют определенные связанные с этим трудности, живые примеры компаний, уже получающих свои дивиденды на этом поприще, такие, как алтайская ГК «Флорекс», или дальневосточная ГК «Шинтоп», встречаются всё чаще.

Виктор Андреев совершенно справедливо отметил, что «проблему фондирования на расширение деятельности предприятий МСБ необходимо и можно системно решать за пределами банковской системы». Поэтому я считаю, что деловой общественности стоит обратить свое внимание на существование иных способов привлечения необходимых средств на развитие бизнеса, если привычные варианты по какой либо причине не срабатывают».


Ньюсмейкер: Юнисервис капитал — 72 публикации
Поделиться:

Интересно:

325 лет назад Петр I издал указ о праздновании Нового года 1 января
20.12.2024 13:05 Аналитика
325 лет назад Петр I издал указ о праздновании Нового года 1 января
До конца XV века Новый год на Руси праздновали 1 марта. Эта точка отсчета была связана с тем, что в марте земля пробуждалась от зимнего "сна", начинался новый посевной сезон. С 1495 года Московский государь Иван III приказал перенести празднование Нового года на 1 сентября. Причин для...
19.12.2024 19:56 Интервью, мнения
Праздник к нам приходит: как поддержать атмосферу Нового Года в офисе
Конец года — самое жаркое время за все 12 месяцев, особенно для компаний. Нужно успеть закрыть все задачи, сдать отчёты, подготовить планы, стратегии и бюджеты. И, конечно же, не забывать про праздник, ведь должно же хоть что-то придавать смысл жизни в декабре, помимо годового бонуса.  Не...
Прозвища бумажных денег — разнообразные и многоликие
19.12.2024 18:17 Аналитика
Прозвища бумажных денег — разнообразные и многоликие
Мы часто даем прозвища не только знакомым людям и домашним питомцам, но и вещам, будь то автомобили, компьютеры, телефоны… Вдохновляемся цветом или формой, называем их человеческими именами и даем понять, что они принадлежат только нам и имеют для нас...
Советская военная контрразведка
19.12.2024 17:51 Аналитика
Советская военная контрразведка
Советская военная контрразведка появилась в годы Гражданской войны и неоднократно меняла свою подчиненность, входя то в структуру военного ведомства, то в госбезопасность. 30 мая 1918 г. учрежден первый орган военной контрразведки Красной армии – Военный контроль Оперативного отдела Народного...
Защитить самое ценное: История страхования в России
18.12.2024 13:22 Аналитика
Защитить самое ценное: История страхования в России
С давних времен человек стремится перехитрить свою судьбу. Люди желают знать, что будет, чтобы вовремя подготовиться к возможным перипетиям и обезопасить свое будущее. Вот только карты и гадалки в этом вопросе бессильны, куда надежнее справиться с рисками помогают...