Недавнее исключение Кипра – одной из наиболее привлекательных с точки зрения налогообложения юрисдикций – из списка офшорных территорий, увы, не реанимировало его имиджа. Альтернативы?.. Разумеется, есть.
Уже давно географическое положение государства перестало играть главенствующую роль при рассмотрении бизнеса, относящегося к той или иной юрисдикции, в качестве стратегического партнера международного проекта. Огромное значение приобретает сегодня налоговый статус, способный как способствовать поддержанию общей тенденции к корпоративному структурированию и укрупнению компаний, так и, напротив, свести все попытки наладить эффективное взаимодействие между деловыми субъектами практически к нулю.
Продолжительное членство в ЕС, отсутствие прецедентов с офшоризацией активов, адекватное и умеренное налоговое планирование, – все это формирует «золотую тройку» наиболее привлекательных с партнерской точки зрения юрисдикций в составе Латвии, Словакии и Чехии. Почему?..
По мнению Юлии Лабутиной, руководителя отдела международного налогового планирования АКГ «Интерэкспертиза», существует целый ряд причин, делающих вышеозначенные страны очевидными фаворитами при построении структуры управления группой компаний, инвестировании, а также при ведении операционного бизнеса с партнерами из Евросоюза. Рассмотрим их.
Латвия:
• Член ЕС и Шенгенского соглашения;
• Регистрация юридического лица занимает всего сутки;
• Одновременно с завершением регистрации – приобретение права оказания услуг компаниям, зарегистрированным на территории Европейского Союза и открывать банковский счет в любой стране мира;
• С 1 января 2013 года из-под налогов, вменяемых латвийским компаниям, имеющим иностранных партнеров, выведена прибыль, получаемая от продажи долей в другом бизнесе, выплачиваемые и получаемые от нерезидентов дивиденды и роялти;
• С 2014 года планируется освободить от налогообложения и процентные платежи латвийских компаний иностранным контрагентам;
• Ставка НДС с 1 июля 2012 года снижена c 22% до 21%;
• Налог на прибыль – 15% (в других европейских странах, для сравнения, эта величина составляет 24% – 36,1%);
• Подоходный налог с предприятий – 15%;
• Налог на добавленную стоимость – 21%;
• Специальная ставка НДС для отдельных видов товаров – 10%;
• Налог на недвижимость – 0,2% – 3%
Чехия:
• Одна из наиболее экономически стабильных стран ЕС, образец налоговой системы, создающей равные возможности всем субъектам предпринимательской деятельности в условиях рыночной экономики, совместимой, в то же время, с системами ЕС и ОЭСР;
• Упрощенные процедуры получения сертификата налогового резидента и регистрации плательщика НДС (в течение 24 часов);
• Сниженные ставки по ряду фундаментальных налоговых отчислений: НДС – 20%, налог на прибыль – 19%, – благоприятные последствия вступления страны в Европейский Союз;
• Работа дочерних компаний, процентные отчисления и роялти полностью отвечают директивам ЕС, что придает имиджу юрисдикции столь значимую в бизнесе солидность;
• Отсутствие налога у источника при выплате процентов – во избежание двойного налогообложения (в том числе с РФ);
• Возможность выпуска акций на предъявителя.
Словакия:
• Налоговые реформы, высококвалифицированная рабочая сила и адекватное государственное стимулирование в какие-то 5-6 лет превратили Словакию в страну с исключительно быстрым экономическим ростом, превосходящую Россию по ключевым показателям последнего практически втрое (48-ое место в рейтинге Всемирного банка и Международной финансовой корпорации (IFC) «Ведение бизнеса-2012», охватывающего 183 государства, против нашего 120-го);
• Среди приоритетов актуальной фазы экономического развития – малый и средний бизнес, а также крупные инфраструктурные проекты и инвестирование в инновации;
• Лояльная система налогообложения делает Словакию, своего рода, «близнецом» Чехии в сфере налогового планирования: налог на прибыль – 19%, равный для юридических и физических лиц;
• Уникальная особенность данной юрисдикции в том, что доходы от полученных дивидендов, а также при их перечислении, в том числе материнским компаниям, зарегистрированным в оффшорных юрисдикциях, не облагаются налогом вовсе;
• Сравнительно простая система налоговых проверок и невысокая стоимость бухгалтерского обслуживания;
• Все формы предприятий, зарегистрированных в Словакии, подпадают под одну и ту же систему налогообложения чистой прибыли от доходов, получаемых как на территории страны, так и за ее пределами;
• Налогообложение филиалов иностранных компаний осуществляется исключительно по доходам, полученным из местных источников.
Таким образом, рассмотренные юрисдикции являются оптимальными стратегическими партнерами при построении структуры, управляющей группой компаний, инвестирования, а также при ведении операционного бизнеса с партнерами из Евросоюза.