14.11.2013 16:54
Новости.
Просмотров всего: 2845; сегодня: 2.

Эволюция правового поля. Что ждет оффшоры?

24 октября Госдумой был принят законопроект «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» согласно которому устанавливается «Налоговая ставка … в размере 30 процентов в отношении доходов по ценным бумагам, выпущенных российскими организациями, права на которые учитываются на счете депо иностранного номинального держателя, счете депо иностранного уполномоченного держателя и (или) счете депо депозитарных программ, выплачиваемых лицам, информация о которых не была предоставлена налоговому агенту в соответствии с требованиями статьи 3101 настоящего Кодекса».

Таким образом согласно этому закону дивиденды и доходы российских компаний, не раскрывших своих бенефициаров должны облагаться налогом в 30% в нарушение многих международных соглашений РФ об избежании двойного налогообложения, о чем заявляют многие эксперты, предрекая России непростые переговоры с мировым сообществом.

По мнению Александра Захарова, партнера юридической фирмы Paragon Advice Group «С одной стороны, Законопроект в одностороннем порядке предлагает ввести Дополнительное условие для применения положений соответствующих соглашений об избежании двойного налогообложения о пониженных ставках налога у источника в отношении пассивных доходов, что, в принципе, является нарушением. А, во-вторых, Законопроект содержит интересную норму, согласно которой налоговый агент не несет никакой ответственности за неудержание тридцатипроцентного налога по причине представления ему не соответствующей действительности или неполной информации получателем дохода. Эта норма полностью нейтрализует основную цель Законопроекта. И, безусловно, применение ставки в 30% за несоблюдение требований, не предусмотренных конкретным соглашением об избежании, выглядит нонсенсом в этой связи».

Таким образом нечеткость формулировок в законе может привести либо к его полному неисполнению, либо к использованию в качестве инструмента давления на конкретных представителей бизнеса. В пользу второго варианта развития событий говорит разработка еще одного закона, напрямую не связанного с оффшорными компаниями, но логично дополняющего картину правового поля, выстраиваемого для российского бизнеса.

14 октября 2013 года, Президентом РФ в Госдуму был внесен проект федерального закона «О признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации». Рассмотрение данного законопроекта запланировано на декабрьском пленарном заседании.

Согласно тексту пояснительной записки «поводом для возбуждения уголовного дела о преступлениях, предусмотренных статьями 198 – 1992 Уголовного кодекса Российской Федерации в настоящее время служат только материалы, направленные налоговыми органами для решения вопроса о возбуждении уголовного дела».

Действующий порядок возбуждения уголовных дел был принят в рамках реформы Дмитрия Медведева в 2011 году и обеспечил определенный уровень защиты бизнеса от давления со стороны правоохранительных органов. Принятие этих поправок тогда связывали с желанием делового сообщества защититься от возбуждения или угрозы возбуждения фиктивных дел с целью шантажа предпринимателей.

«Указанные изменения являются одной из основных причин низкой эффективности раскрытия налоговых преступлений, в связи с чем существенно затруднено использование в уголовном процессе имеющихся результатов оперативно-разыскных мероприятий, проводимых органами внутренних дел Российской Федерации в рамках борьбы с налоговой преступностью», говорится в пояснительной записке.

Павел Романенко, управляющий партнер юридической фирмы RONLAW PARTNERS, так охарактеризовал нововведения: «С одной стороны аргументы правоохранительных органов весомы (статистика уголовных дел). Ведь не стали предприниматели чище вести бизнес. С другой стороны согласен, что давление на бизнес увеличится. У нас, к сожалению, всегда возникают проблемы с исполнением. Опять же нельзя не учитывать коррупционную составляющую».

Согласно внесенному законопроекту, правоохранительные органы получат назад полномочия по самостоятельному решению вопроса о возбуждении уголовного дела по налоговым преступлениям в целях «документирования налоговых преступлений» и, что больше обращает на себя внимание, «установления умысла на их совершение».

Факт непредоставления сведений о бенефициаре оффшорной компании в разрезе данного законопроекта может быть расценен как умысел к совершению налогового преступления.

По словам собеседника портала ПроОффшоры.ру, работающего в управлении по борьбе с экономическими преступлениями Главного Следственного Управления при МВД РФ, «оффшоры всегда вызвали резкую неприязнь в среде правоохранителей. Мало кто задумывается о том, насколько законно их использование, скорее бытует мнение, что оффшор – это априори незаконно. Поэтому все только ждут команды «фас».

По мнению Романенко «лучше бы идти по пути улучшения делового климата, улучшения инфраструктурных вещей, тогда люди уйдут из оффшоров. К примеру, с налоговой точки зрения владение активом напрямую в России наиболее выгодно, но вот с точки зрения защиты актива представляет большие риски. Опять же нельзя все под одну гребенку. Где-то оффшоры действительно используются в противоправной деятельности и с этим нужно бороться. Где-то – это необходимость, а где-то – требование инвестора. В общем, все индивидуально».

Наверняка, пока еще рано говорить о тотальном давлении на бизнес, и, в том числе, на его оффшорную составляющую, но тенденция эволюционирования правового поля говорит о том, что сделать выбор способа ведения бизнеса: в открытую в России или с использованием оффшорных схем – становится все сложнее. Выбирая первый путь, надо быть готовым к страновым рискам, пойдя по второму, необходимо тщательно подходить к выбору провайдера услуг по регистрации оффшорной компании, потому что информация о бенефициарах, которой обладают юристы-консультанты, становится на вес золота.


Ньюсмейкер: Информационный портал ПроОффшоры
Поделиться:

Интересно:

325 лет назад Петр I издал указ о праздновании Нового года 1 января
20.12.2024 13:05 Аналитика
325 лет назад Петр I издал указ о праздновании Нового года 1 января
До конца XV века Новый год на Руси праздновали 1 марта. Эта точка отсчета была связана с тем, что в марте земля пробуждалась от зимнего "сна", начинался новый посевной сезон. С 1495 года Московский государь Иван III приказал перенести празднование Нового года на 1 сентября. Причин для...
19.12.2024 19:56 Интервью, мнения
Праздник к нам приходит: как поддержать атмосферу Нового Года в офисе
Конец года — самое жаркое время за все 12 месяцев, особенно для компаний. Нужно успеть закрыть все задачи, сдать отчёты, подготовить планы, стратегии и бюджеты. И, конечно же, не забывать про праздник, ведь должно же хоть что-то придавать смысл жизни в декабре, помимо годового бонуса.  Не...
Прозвища бумажных денег — разнообразные и многоликие
19.12.2024 18:17 Аналитика
Прозвища бумажных денег — разнообразные и многоликие
Мы часто даем прозвища не только знакомым людям и домашним питомцам, но и вещам, будь то автомобили, компьютеры, телефоны… Вдохновляемся цветом или формой, называем их человеческими именами и даем понять, что они принадлежат только нам и имеют для нас...
Советская военная контрразведка
19.12.2024 17:51 Аналитика
Советская военная контрразведка
Советская военная контрразведка появилась в годы Гражданской войны и неоднократно меняла свою подчиненность, входя то в структуру военного ведомства, то в госбезопасность. 30 мая 1918 г. учрежден первый орган военной контрразведки Красной армии – Военный контроль Оперативного отдела Народного...
Защитить самое ценное: История страхования в России
18.12.2024 13:22 Аналитика
Защитить самое ценное: История страхования в России
С давних времен человек стремится перехитрить свою судьбу. Люди желают знать, что будет, чтобы вовремя подготовиться к возможным перипетиям и обезопасить свое будущее. Вот только карты и гадалки в этом вопросе бессильны, куда надежнее справиться с рисками помогают...