07.10.2015 12:16
Новости.
Просмотров всего: 3153; сегодня: 1.

У людей появилось больше свободного времени

В России на сегодня действует около 1900 многофункциональных центров (МФЦ) предоставления государственных и муниципальных услуг. Многие уже не представляют, как можно обойтись без этих центров, в которых практически без очередей и по предъявлению одного паспорта можно решить большинство жизненных проблем – от получения загранпаспорта до субсидии на оплату услуг ЖКХ.

Десятилетиями граждане Советского Союза, а потом и России, мучились от собирания по любому поводу огромного числа справок, для чего приходилось обходить не одну контору и тратить кучу времени, сил и нервов. Сейчас молодые люди уже не поймут тысячи написанных когда-то фельетонов и гневных публикаций о волоките и самодурстве столоначальников в разных конторах. Все в этой сфере начало меняться с появлением федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002-2010 годы)», где впервые были сформулированы положения о переводе госуслуг в электронный вид. В 2008 году началась активная работа по переводу госуслуг в электронный вид. В 2009 заработал Единый портал госуслуг.

Дальнейшее развитие административной реформы тормозили устаревшее законодательство и ведомственные инструкции. Основу для развития электронных услуг и внедрения принципа «одного окна» составили важнейшие для административной реформы документы: закон № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», «Концепция снижения административных барьеров и повышения качества государственных услуг на 2011—2013 годы», закон №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», которым установлен запрет для государственных служащих требовать от получателей государственных и муниципальных услуг документы, уже имеющиеся в распоряжении органов власти.

С момента вступления последнего закона в силу уже направлено около 3 трлн межведомственных запросов – столько раз гражданам не пришлось тратить время на очереди за справками в госучреждениях!

С 1 июля 2012 года межведомственный режим был распространен на региональный и муниципальный уровень. Именно на региональном уровне предоставляются самые массовые услуги, количество заявителей по некоторым из которых превышает 5 млн. человек. Это такие услуги, как пособие по уходу за ребенком, получение субсидий на оплату ЖКУ, пособие на оплату общественного транспорта и другие.

Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» были установлены предельно жесткие показатели для исполнительной власти:

- к 2014 году до 15 минут сократить время ожидания в очереди при обращении заявителя в орган государственной власти или орган местного самоуправления для получения государственных или муниципальных услуг;

- к 2015 году не менее 90% должна быть доля граждан, имеющих доступ к получению государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» по месту пребывания, в том числе в многофункциональных центрах предоставления государственных услуг,

- к 2018 году не менее 70% граждан должны получать государственные и муниципальные услуги в электронной форме и не менее 90% должен составлять уровень удовлетворенности граждан качеством предоставления государственных и муниципальных услуг.

О выполнении этих показателей могут судить сами граждане – из СМИ и Интернета за некоторым исключением практически исчезли жалобы на бюрократическую волокиту и длинные очереди.

Режим «одного окна» для получения государственных услуг стал одной из наиболее удобных форм общения с государством для населения страны. Он реализуется в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг – МФЦ. Заявитель в этом случае общается не непосредственно с государственным служащим, а с операционистом, который принимает документы и при необходимости оказывает консультации по получению государственных услуг. Принцип «одного окна» предусматривает предоставление государственной или муниципальной услуги сразу – достаточно одного обращения.

Важнейшая функция МФЦ – организация межведомственного взаимодействия. МФЦ запрашивает через Единую систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) все необходимые для заявителя данные в электронном виде, избавив гражданина от необходимости ходить за разными справками в разные учреждения. В ближайшей перспективе возможность получения услуг по принципу «одного окна» будет реализована во всех муниципальных районах и городских округах, а также в сельских поселениях и удаленных населенных пунктах.

Работа по переводу государственных услуг в электронный вид потребовала устранения правовых и технологических барьеров. Из законодательства было исключено требование обязательного «бумажного» документооборота, для чего в 2010-2011 годах были внесены изменения в более чем 100 федеральных законов, а также принято множество подзаконных актов. Минкомсвязь России создало инфраструктуру обмена данными между ведомствами и организовало скоординированную работу органов власти всех уровней по переходу на электронные услуги.

Одновременно с системой МФЦ развивался Единый портал госуслуг. Возможность заказать услугу федерального уровня уже вовсю используется гражданами: количество заказанных федеральных услуг выросло с 12,9 млн (2013 год) до 16,8 млн (2014 год). Теперь очередь за услугами регионального и муниципального уровня. В прошлом году был отмечен взрывной рост востребованности таких услуг через портал: за 2014 год количество заказанных региональных услуг возросло со 160 тысяч до 339 тысяч, муниципальных услуг – с 53 тысяч до 394 тысяч.

Из федеральных услуг одной из самым популярных стало получение информации о состоянии личного лицевого счета в ПФР. За год за этой услугой обращается около 1,2 млн человек. Через личный кабинет на портале ПФР люди могут узнать не только состояние своего счета, но и оценить размер будущей пенсии, воспользовавшись электронным калькулятором. Предпринимателям и юридическим лицам резко облегчил жизнь переход на электронную отчетность. Практически исчезли когда-то часовые очереди в кабинеты сотрудников Фонда, ведь теперь даже обратиться за назначением пенсии можно через Интернет, можно изменить порядок ее получения, сменить НПФ или управляющую компанию.

В рейтинге ООН по развитию электронного правительства Россия сейчас занимает 27 место среди всех стран, а из стран, население которых превышает 100 миллионов человек, находится на третьем после США и Японии. Достижение к 2018 году 90-процентной удовлетворенности граждан качеством предоставления государственных и муниципальных услуг в соответствии с указом президента вполне реально.


Ньюсмейкер: Информационно-аналитический центр Российский пенсионер — 6 публикаций
Поделиться:

Интересно:

325 лет назад Петр I издал указ о праздновании Нового года 1 января
20.12.2024 13:05 Аналитика
325 лет назад Петр I издал указ о праздновании Нового года 1 января
До конца XV века Новый год на Руси праздновали 1 марта. Эта точка отсчета была связана с тем, что в марте земля пробуждалась от зимнего "сна", начинался новый посевной сезон. С 1495 года Московский государь Иван III приказал перенести празднование Нового года на 1 сентября. Причин для...
19.12.2024 19:56 Интервью, мнения
Праздник к нам приходит: как поддержать атмосферу Нового Года в офисе
Конец года — самое жаркое время за все 12 месяцев, особенно для компаний. Нужно успеть закрыть все задачи, сдать отчёты, подготовить планы, стратегии и бюджеты. И, конечно же, не забывать про праздник, ведь должно же хоть что-то придавать смысл жизни в декабре, помимо годового бонуса.  Не...
Прозвища бумажных денег — разнообразные и многоликие
19.12.2024 18:17 Аналитика
Прозвища бумажных денег — разнообразные и многоликие
Мы часто даем прозвища не только знакомым людям и домашним питомцам, но и вещам, будь то автомобили, компьютеры, телефоны… Вдохновляемся цветом или формой, называем их человеческими именами и даем понять, что они принадлежат только нам и имеют для нас...
Советская военная контрразведка
19.12.2024 17:51 Аналитика
Советская военная контрразведка
Советская военная контрразведка появилась в годы Гражданской войны и неоднократно меняла свою подчиненность, входя то в структуру военного ведомства, то в госбезопасность. 30 мая 1918 г. учрежден первый орган военной контрразведки Красной армии – Военный контроль Оперативного отдела Народного...
Защитить самое ценное: История страхования в России
18.12.2024 13:22 Аналитика
Защитить самое ценное: История страхования в России
С давних времен человек стремится перехитрить свою судьбу. Люди желают знать, что будет, чтобы вовремя подготовиться к возможным перипетиям и обезопасить свое будущее. Вот только карты и гадалки в этом вопросе бессильны, куда надежнее справиться с рисками помогают...