Технологии связи между машинами способны значительно повысить безопасность вождения
Статья (в сокращенном виде) американской журналистки Мэри Горджес (Mary Gorges)
Современные автомобили, оснащенные Bluetooth, датчиками, камерами и даже спутниковыми радиоприемниками, в максимальной степени подключены к сетевой инфраструктуре. А если бы автомобили могли «общаться» друг с другом? Эта идея лежит в основе технологии связи между машинами (vehicle-to-vehicle, V2V) и между машинами и инфраструктурой (vehicle-to-infrastructure, V2I).
Благодаря новым разработкам автомобили будут оповещать водителей о таких ситуациях, как произошедшее впереди цепное столкновение, проезд на красный свет, внезапное торможение других машин и попадание автомобилей в «мертвую» зону видимости. Иными словами, водитель сможет в реальном времени получать информацию о ситуации на дороге и внешних условиях.
В октябре Министерство транспорта США выделило 42 миллиона долларов из федерального бюджета на пилотное внедрение технологий нового поколения в Нью-Йорке, Вайоминге и Тампе. Глава этого ведомства Энтони Фокс (Anthony Fox) при этом отметил: «Такие интеллектуальные инвестиции открывают новые возможности для повышения безопасности вождения и качества дорожной сети, формируя принципиально иной стиль передвижения».
По данным министерства, Нью-Йорк внедрит технологию V2V на 10 000 муниципальных транспортных средствах (включая автомобили, автобусы и лимузины) в Среднем Манхэттене, а также технологию V2I, которая охватит светофоры и дорожные знаки в Среднем Манхэттене и Бруклине. В Вайоминге технология будет опробована на фурах, передвигающихся по трассе Interstate 80. Тампа же получит 17 миллионов долларов на оснащение смартфонов технологией, предупреждающей пешеходов о приближении транспортных средств на оживленных перекрестках.
Компания Ford сотрудничает с Министерством транспорта США в области разработки решений для «умного» транспорта. Не останется в стороне и General Motors: эта компания намерена использовать технологию связи между автомобилями в модели Cadillac 2017 года.
Майк Шульман (Mike Shulman), руководитель проекта по исследованию подключенных транспортных средств в компании Ford, отмечает: «Мы сотрудничаем с министерством транспорта и другими автомобильными компаниями в вопросах разработки технологии связи между машинами с 2002 года. В основе V2V-подключений должны лежать уже хорошо знакомые людям решения, объединенные с системами GPS и Wi-Fi».
Уже сейчас многие автомобили оснащены устройствами, использующими радар или ультразвук для обнаружения препятствий или других машин. Но диапазон действия таких датчиков ограничен и не распространяется дальше ближайших автомобилей.
По словам Шульмана, оповещение будет осуществляться по протоколу 802.11p — модифицированной версии протокола связи Wi-Fi. 802.11p — частота, обеспечивающая высокую степень доступности с минимальной задержкой. Оповещения с использованием светошумовой сигнализации будут максимально быстрыми и интуитивно понятными. Бортовые компьютеры в транспортных средствах смогут рассчитывать вероятность столкновения, обрабатывая данные, передаваемые другими машинами, с частотой 10 раз в секунду. По мнению сотрудника Института транспорта при Мичиганском университете Джона Мэддокса (John Maddox), «за минувшие 50 лет никакая другая технология не может сравниться своей новизной с V2V».
Недавно Национальное управление США по безопасности движения автотранспорта (National Highway Traffic Safety Administration, NHTSA) и Мичиганский университет установили приблизительно на 3 000 автомобилях экспериментальные передатчики. Изучив записи связи этих машин, исследователи NHTSA пришли к выводу, что данная технология способна ежегодно предотвращать более полумиллиона аварий и более тысячи смертельных случаев, сокращая при этом время в пути.
Мэддокс подчеркивает, что аварии на дороге происходят за миллисекунды, а вред так называемым «уязвимым пользователям дорог», т.е. мотоциклистам, велосипедистам и пешеходам, наносится еще быстрее. Поэтому в настоящее время Институт транспорта при Мичиганском университете уделяет особое внимание технологиям V2P («автомашинапешеход»), V2M («автомашинамотоцикл») и V2B («автомашинавелосипед»).
По словам Шульмана из компании Ford, в следующем году NHTSA сформулирует проект постановления, требующего оснащать каждый новый автомобиль выделенной связью ближнего действия (или модифицированной Wi-Fi-связью). Как ожидается, к 2020 году упомянутые технологии будут внедрены во все новые автомобили.