В XIX веке нередко говорили, что лучше иметь доходный дом в Петербурге, чем золотой рудник в Сибири. Гостиничный бизнес всегда был рентабельным занятием. Санкт-Петербург является одним из самых посещаемых туристических центров. Город претендует на статус деловой столицы Европы. Несмотря на это, традиционной проблемой Северной столицы остается нехватка номерного фонда. В дни Петербургского экономического форума дефицит гостиничных номеров особенно заметен. Все отели демонстрируют практически 100% загрузку.
Недостаточно развитый рынок гостиничных услуг значительно умаляет привлекательность города для международного туризма. Увеличить общий номерной фонд в 2 раза к 2011 году и вывести гостиничную индустрию Петербурга на среднеевропейский уровень - основные задачи, поставленные Смольным в "Программе размещения объектов гостиничной инфраструктуры в Санкт-Петербурге", принятой еще в 2004 году. Программа развития отельного бизнеса позволила привлечь в город известные международные компании: "Hilton International", "Accor Group", "InterContinental", "Radisson - SAS". Оказалось знаковым событием недавнее открытие в Санкт-Петербурге трехзвездочной гостиницы "Ibis St. Petersburg Moskovsky Vokzal" стоимостью 20 млн. долларов. Это первый из пяти отелей, которые построит в северной столице российская компания "Kesko" в партнерстве с международным оператором "Accor Group".
Гостиничный фонд города пополняется и за счет создания мини-отелей. Сегодня мини-отели - это самые динамично развивающиеся участники гостиничного рынка. Компанией "Петербургские отели" в период с 2006 по 2009 годы были открыты такие мини-отели, как "Абрикос", "Абажур на Невском 23", "Серебряный век", "Гринвич", "Друзья".
Таким образом, цель программы развития гостиничной инфраструктуры Санкт-Петербурга - достичь среднеевропейского уровня по количеству гостиничных мест (7 номеров на 1 тыс. жителей) будет достигнута, хоть и не в срок, но с небольшой задержкой (по предварительной оценке, 2–3 года).