Росреестр утвердил и реализует «федеральную дорожную карту» по наполнению Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) необходимыми сведениями.
Аналогичный проект реализуется и на территории Красноярского края Управлением Росреестра по Красноярскому краю совместно с Правительством Красноярского края, органами местного самоуправления в рамках утвержденной 14 апреля 2021 года Дорожной карты наполнения Единого государственного реестра недвижимости необходимыми сведениями.
В Дорожной карте предусмотрены, в том числе, мероприятия, направленные на обеспечение полноты и качества данных, содержащихся в ЕГРН о границах Красноярского края, административно-территориальных образований и территориальных зон.
Важно отметить, что распоряжением Правительства РФ от 29.04.2021 № 1139-р утверждена Целевая модель «Подготовка документов и осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав собственности на объекты недвижимого имущества» (далее – Целевая модель), которая предусматривает, в том числе, внесение сведений границах административно-территориальных образований и территориальных зон и устанавливает их целевые значения до 2025 года.
Так, на 01.01.2020 года в ЕГРН должны быть внесены сведения о всех границах между субъектами РФ, не менее 65% границ населенных пунктов в каждом субъекте РФ, не менее 60% - границ территориальных зон также в каждом субъекте РФ.
На сегодняшний день в ЕГРН внесено 5 из 8 смежных с Красноярским краем границ субъектов РФ (с Республикой Саха (Якутия), Томской областью, Кемеровской областью, Ханты-Мансийским АО, Ямало-Ненецким АО).
Из 1751 населенного пункта, в ЕГРН внесены сведения о границах в отношении 106 населенных пунктов, что составляет 6,1 % (от общего их количества).
Количество территориальных зон, сведения о границах, которых внесены в ЕГРН, – 498, что составляет 5,3 % от общего их количества (9 372).
С целью внесения в ЕГРН вышеуказанных сведений, а также достижения Целевой модели - в Дорожной карте по Красноярскому краю для соответствующих уполномоченных органов исполнительной власти предусмотрен ряд мероприятий, начиная от подготовки соответствующих планов-графиков внесения сведений в ЕГРН, проведения мониторинга их выполнения, и заканчивая – внесением сведений в ЕГРН.
Отсутствие в ЕГРН сведений о границах субъектов РФ, населенных пунктов, территориальных зон имеет ряд негативных последствий.
В частности:
- снижает информированность заинтересованных лиц, а также органов власти, органов местного самоуправления о территориальной принадлежности земель;
- приводит к сложностям с определением органов, уполномоченных на принятие решений по различным вопросам на таких территориях;
- ухудшает процесс управления земельными ресурсами (затрудняет определение разрешенного использования и установленные градостроительные регламенты использования таких земельных участков, при наличии пересечения границ земельных участков с границами населенных пунктов осуществление государственного кадастрового учета таких земельных участков приостанавливается);
- приводит к проблемам при подготовке документов территориального планирования;
- уменьшает инвестиционную привлекательность спорных территорий;
- приводит к росту недовольства граждан и судебным издержкам.
«Внесение вышеуказанных сведений в ЕГРН обеспечивает защиту имущественных прав правообладателей объектов недвижимости, влияет на увеличение доходов, поступающих в бюджеты по имущественным налогам и сборам, а также оказывает влияние на инвестиционную, экономическую привлекательность регионов. В этой связи, субъекты РФ, органы местного самоуправления должны быть заинтересованы во внесении таких сведений в полном объеме» - отметила руководитель Управления Росреестра по Красноярскому краю Татьяна Голдобина.