07.09.2010 00:00
Новости.
Просмотров всего: 4054; сегодня: 2.

Старинные колокола возвращаются в Большой театр

7 сентября 2010 года начнется монтаж старинных колоколов на реконструированной звоннице Государственного академического Большого театра России, сообщил представитель генподрядчика директор Департамента по связям с общественностью Инвестиционной группы «Сумма Капитал » Михаил Сидоров.

Создание в Большом театре уникальной звонницы, аналогов которой не существует ни в одном театре мира, относится к 1920-м годам. Ее собирал по всей России бывший звонарь А.В. Кусакин, который в течение многих лет являлся единственным исполнителем колокольного звона в спектаклях Большого театра. Был создан специальный подбор колоколов, создающих правильное с точки зрения благозвучия музыкальное сочетание основных (наиболее слышимых) тонов и звуков больших, средних и малых колоколов. Различные по диаметру (от 21 см до 2,3 м), высоте (от 27 см до 2,5 м), весу (от 8,73 кг до 6,4 тонн или 400 пудов) и тональности 35 старинных колоколов находились на звоннице сцены Большого театра и использовались в качестве музыкальных инструментов, дополняя звучание оркестра.

«Каждый из сохранившихся колоколов по-своему прекрасен. Русские литейщики удивительно тонко чувствовали красоту формы, подчеркивая ее профильной проработкой и орнаментацией», – уточнил М. Сидоров. В звоннице Большого театра представлены 4 колокола XVIII века и один колокол 1678 года. Но большая часть колоколов относится к XIX – началу ХХ века. Об этом свидетельствует вылитое на них изображение двуглавого орла. Право изображать герб Российской империи получали колокольные заводы за победу на государственных промышленных выставках. Такие гербы стоят на 10 колоколах, созданных на знаменитом ярославском заводе Товарищества «П.И. Оловянишникова Сыновья». Еще на одном колоколе отлито несколько подобных изображений, поскольку завод П.И. Финляндского, где он был изготовлен, являлся единственным колокололитейным предприятием в России, имевшим право отливки на своих изделиях трех изображений государственного герба, что само по себе стало уникальным явлением.

«Колокола – как люди, у каждого своя судьба. На Руси их уподобляли живым существам. Всякое общественное потрясение, будь то война или революция, сказывались на их судьбе. Особенно трагично это было в советское время, когда по всей стране запрещали колокольный звон, их сбрасывали со звонниц, публично разбивали и отправляли на переправку. В Москве это происходило одновременно с разрушением храмов и колоколен. Поэтому некоторые московские театры и музеи стали проявлять большую активность в приобретении колоколов, спасая, тем самым, их от уничтожения. Так, благодаря стараниям руководства Большого театра были спасены 35 уникальных колоколов», – отметил М. Сидоров.

Для восстановления этих музыкальных инструментов была проделана большая кропотливая работа. После их демонтажа было произведено исследование, показавшее необходимость серьезного реставрационного вмешательства. Большая часть колоколов находилась в нерабочем состоянии и не могла быть использована в дальнейшем в качестве музыкальных инструментов. Их внутренняя и внешняя поверхность была загрязнена краской, цементом, известковым раствором и пылью, что привело к окислению металла. Имелись утраты. Ударные инструменты или так называемые языки колоколов были покрыты ржавчиной.

На каждый колокол был составлен свой индивидуальный паспорт изделия, в который вносились записи об этапах восстановительных работ с обязательной фотофиксацией. В ходе реставрации растворами специально подобранных различных составов были удалены засмолившиеся загрязнения, устранялись дефекты металлических деталей с подчеканкой и тщательной проработкой рисунка и передачей стиля автора. Для защиты металла реставраторы провели многократное патинирование поверхности колоколов. Каждый защитный слой наносился на предварительно нагретую теплым воздухом поверхность и выдерживался 12–15 часов.

Особое внимание было уделено звучанию восстановленных музыкальных инструментов. «Колокола стали для России неотъемлемой частью культуры русского народа. Ни у одного европейского народа нет столько многочисленных использований колокольного звона в музыке. Некоторые из этих воспроизведений звона насколько значительны и сильны, как, например, в операх «Жизнь за царя» Глинки или «Борисе Годунове» Мусоргского, что являются настоящими жемчужинами музыкального искусства. Вместе с тем звук колокола нельзя описать одной нотой. Даже двумя-тремя не всегда возможно. Колокола дают созвучие, которое не подчиняется целиком правилам классической музыкальной гармонии. Казалось бы, возникает противоречие: звук колокола не вписывается в привычные музыкальные рамки, но в то же время расстроенность колокола недопустима. Работоспособность и качество звука каждого колокола проверялись членами специальной комиссии, включающей в свой состав специалистов Большого театра. Сейчас все они находятся в рабочем состоянии», – подчеркнул представитель генерального подрядчика.

Старинные колокола снова устанавливаются над арьерсценой. Для этого были созданы стальные прямоугольные стенообразные конструкции высотой около 7 метров. Настоящий колокольный звон будет, как и прежде, звучать во время спектаклей Большого театра.

Пресс-служба Инвестиционной группы «Сумма Капитал»

+7 (495) 771 60 60

+ 7 (985) 269-7702

Инвестиционная группа «Сумма Капитал» - одна из крупнейших российских частных инвестиционных компаний, корпоративные интересы которой сосредоточены в области нефтяной логистики, добычи и трейдинга углеводородов, строительства инфраструктурных, промышленных и уникальных гражданских и спортивных объектов, а также в телекоммуникационной и горнодобывающей отраслях.

Компании инженерно-строительного блока ИГ «Суммы Капитал» («ГлобалЭлектроСервис», «Стройновация», «Трансинжиниринг», «Интэкс» и др.) имеют успешный опыт реализации масштабных проектов федерального значения: нефтеналивные терминалы, гидротехнические сооружения и магистральные нефтегазопроводы, мосты, ТЭС, АЭС, спортивные олимпийские объекты, дорожное и гражданское строительство.

В июле 2009 г ИГ «Сумма Капитал» приобрела контрольный пакет компании ЗАО «СУИпроект». ЗАО «СУИпроект» является генеральным подрядчиком проекта реконструкции Государственного академического Большого театра России.

Основатель Инвестиционной группы «Сумма Капитал» Зиявудин Магомедов является попечителем Большого театра.


Ньюсмейкер: Инвестиционная группа Сумма Капитал — 54 публикации
Поделиться:

Интересно:

325 лет назад Петр I издал указ о праздновании Нового года 1 января
20.12.2024 13:05 Аналитика
325 лет назад Петр I издал указ о праздновании Нового года 1 января
До конца XV века Новый год на Руси праздновали 1 марта. Эта точка отсчета была связана с тем, что в марте земля пробуждалась от зимнего "сна", начинался новый посевной сезон. С 1495 года Московский государь Иван III приказал перенести празднование Нового года на 1 сентября. Причин для...
19.12.2024 19:56 Интервью, мнения
Праздник к нам приходит: как поддержать атмосферу Нового Года в офисе
Конец года — самое жаркое время за все 12 месяцев, особенно для компаний. Нужно успеть закрыть все задачи, сдать отчёты, подготовить планы, стратегии и бюджеты. И, конечно же, не забывать про праздник, ведь должно же хоть что-то придавать смысл жизни в декабре, помимо годового бонуса.  Не...
Прозвища бумажных денег — разнообразные и многоликие
19.12.2024 18:17 Аналитика
Прозвища бумажных денег — разнообразные и многоликие
Мы часто даем прозвища не только знакомым людям и домашним питомцам, но и вещам, будь то автомобили, компьютеры, телефоны… Вдохновляемся цветом или формой, называем их человеческими именами и даем понять, что они принадлежат только нам и имеют для нас...
Советская военная контрразведка
19.12.2024 17:51 Аналитика
Советская военная контрразведка
Советская военная контрразведка появилась в годы Гражданской войны и неоднократно меняла свою подчиненность, входя то в структуру военного ведомства, то в госбезопасность. 30 мая 1918 г. учрежден первый орган военной контрразведки Красной армии – Военный контроль Оперативного отдела Народного...
Защитить самое ценное: История страхования в России
18.12.2024 13:22 Аналитика
Защитить самое ценное: История страхования в России
С давних времен человек стремится перехитрить свою судьбу. Люди желают знать, что будет, чтобы вовремя подготовиться к возможным перипетиям и обезопасить свое будущее. Вот только карты и гадалки в этом вопросе бессильны, куда надежнее справиться с рисками помогают...